"ОПЕРАЦИЯ "Ы"И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА"
Александр Демьяненко.
А. Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске.
Его мама работала бухгалтером, отец всю жизнь посвятил театру. Он закончил
ГИТИС, в 20-е годы играл в спектаклях "синеблузников", после
чего уехал в Свердловск, где состоял сначала в труппе оперного театра,
затем - в консерватории (преподавал там актерское мастерство). Все
творческие задатки и любовь к театру Александр получил в наследство от
отца. А вот характер у него от матери - та была человеком замкнутым,
неразговорчивым.
Еще со школьной скамьи Демьяненко увлекся
театром. Отец по выходным устраивал массовые гуляния в парках культуры и
активно привлекал к этим мероприятиям сына. Так же юный Александр посещал
кружок художественной самодеятельности при местном Дворце культуры и, по
словам многих знавших его тогда, имел неплохие успехи в сценической
деятельности. Однако, когда Александр окончил школу и перед ним встал
вопрос о выборе пути, он все же решил не связывать свою судьбу с театром -
уж больно ненадежной в смысле заработка считалась тогда эта профессия.
Зато юристы были в почете. Эту профессию и выбрал Демьяненко. На дворе
стоял 1954 год.
Ровно полгода Александр исправно посещал
юридический факультет, после чего внезапно понял, что эта профессия не для
него. И его вновь потянуло на сцену. Немалое значение при этом имело то,
что несколько его старых приятелей по драмкружку (среди них были известные
ныне актеры Альберт Филозов, Юрий Гребенщиков) надумали ехать в Москву
поступать в ГИТИС. С ними заодно в первопрестольную отправился и
Демьяненко.
Из того "свердловского десанта" в ГИТИС
поступило всего семь человек. Среди этих счастливчиков был и Демьяненко.
На экзамене он играл диалог Счастливцева с Несчастливцевым из
"Леса" А. Островского. Как вспоминает сам актер: "Очки снял
- и читал сразу за двоих. Стихи, кажется, даже не спросили. То есть сразу
шел на острохарактерного артиста..."
В 1957 году скромного студента Демьяненко
приметили режиссеры с "Мосфильма" Александр Алов и Владимир
Наумов, которые готовились к съемкам заключительной части своей трилогии
(до этого вышли: "Тревожная молодость" и "Павел
Корчагин") под названием "Ветер". Демьяненко в нем
предстояло сыграть застенчивого интеллигентного юношу Митю. Дебют удался,
так как уже через год его пригласили в новую картину - режиссер Николай
Досталь снимал фильм "Все начинается с дороги" и предложил
Демьяненко роль Генки. В процессе работы над картиной Досталь трагически
погиб в автокатастрофе (по одной из версий, покончил с собой), и фильм
завершил Вилен Азаров.
В 1959 году Демьяненко закончил институт (на
дипломе играл судебного пристава в "Тартюфе") и был приглашен
режиссером Андреем Гончаровым в Театр имени Маяковского. Предложение это
он принял с радостью, поскольку не каждому выпускнику выпадало счастье
остаться и работать в Москве. В том же году он снялся в небольшой роли в
комедии Г. Липшица "Катя-Катюша".
1960 год можно назвать переломным в актерской и
личной судьбе Демьяненко. Во-первых, именно тогда он снялся в одной из
лучших своих "серьезных" картин и, во-вторых, перебрался жить в
Ленинград.
За несколько месяцев работы в Театре имени
Маяковского Демьяненко так и не сумел обрасти серьезными ролями и
откровенно скучал. Поэтому когда хорошо знакомые ему режиссеры Алов и
Наумов предложили ему сняться в очередной своей картине, Александр
согласился не раздумывая, тем более что ему предложили одну из главных
ролей - младший лейтенант Ивлев в фильме "Мир входящему".
Картина вышла в 1961 году, можно смело сказать,
благодаря случайности. Руководство Госкино в процессе всей работы над
фильмом вносило в него всевозможные поправки, резало фильм по-живому, и в
какой-то момент вообще хотело его закрыть. Но этого, к счастью, не
случилось. Правда начальники на нем все равно отыгрались. Было сделано
всего 370 копий картины, и в основном их прокатывали в провинции. В прессе
не было опубликовано ни одного положительного отзыва на нее, зато
отрицательных появилось в избытке. В одной из статей, например, фильм
обвинили в "эскпрессионистической неправде на тему войны".
В то же время за рубежом фильм "Мир
входящему" получил диаметрально противоположные отзывы. На фестивале
в Венеции в 1961 году он был удостоен сразу двух наград: "Золотой
медали" и "Золотого кубка" (премия Панизетти за лучший
иностранный фильм). Так имя Александра Демьяненко впервые громко
прозвучало на весь кинематографический мир.
Почти одновременно с "Миром входящему"
на экраны страны вышли еще две картины с участием Демьяненко. На этот раз
это были произведения легкого жанра: комедии "Карьера Димы
Горина" и "Взрослые дети". В отличие от "Мира..."
эти фильмы не имели никаких нареканий со стороны высокого начальства,
успешно вышли в прокат и собрали хорошую кассу: первую картину посмотрел
21 миллион зрителей, вторую - 28,7 миллиона. Так имя Александра Демьяненко
стало широко известно в Советском Союзе.
Тем временем жизнь в столице для Александра
становилась все более в тягость. Прописки у него так и не появилось, и ему
вместе с молодой женой (с нею он познакомился еще в юности, когда играл в
драмкружке свердловского Дворца пионеров) приходилось ютиться по чужим углам.
К счастью Демьяненко предложили переехать в Ленинград и работать в штате
"Ленфильма". Более того, чтобы у молодого актера не оставалось
никаких сомнений, в "колыбели революции" ему выделили квартиру и
сразу же предложили главную роль в очередной картине (это был фильм
Владимира Венгерова "Порожний рейс").
За период с 1961 по 1964 год Демьяненко снялся на
разных киностудиях в нескольких фильмах, однако лишь два из них можно
записать в актив актеру: комедию-сказку "Каин XVIII" (1963) и
приключенческий фильм "Сотрудник ЧК" (1964). Именно в 1964 году
в творческой карьере актера Демьяненко произошло судьбоносное событие - на
него обратил внимание Леонид Гайдай. Произошло это случайно. Когда ни один
из кандидатов на роль Владика не устроил режиссера, кто-то из съемочной
группы сказал: "В Питере работает прекрасный актер Александр
Демьяненко. Он же вылитый Владик!" Не долго думая, Гайдай 11 июля сел
в "Красную стрелу" и отправился в город на Неве. Как расскажет
позднее сам Демьяненко: "Я как прочел сценарий "Операции
"Ы", понял, что фильм обречен на успех, - ничего подобного в
нашем кино тогда не было".
О фильме:
Операция Ы. Начало.
Операция Ы. Кандидаты на роли. Кинпробы.
Операция Ы. Александр Демьяненко.
Операция Ы. Киногруппа.
Операция Ы. Начало съемок - Москва.
Операция Ы. Продолжение съемок - Одесса.
Операция Ы. Продолжение съемок - Москва.
Операция Ы. Продолжение съемок - Питер.
Операция Ы. Краеведческая экспедиция по Питеру.
Операция Ы. Окончание съемок - Москва-Ялта-Москва.
Операция Ы. Худсоветы. Цензура.
Операция Ы. Раскадровка.
Операция Ы. Результат.
Операция Ы. Кинофакты и киноляпы.
|